Ivanax. Новый текст - "И средь детей ничтожных мира".
Ivanax. Новый текст - "И средь детей ничтожных мира".
Глубокоуважаемые коллеги!
(В особенности, те, кому понравился рассказ "Ветка")
Может быть, будет интересно, что я продолжаю свои эксперименты по написанию художественного произведения, которое может быть одновременно Тематическим и не-Тематическим. Закончил первую часть большой повести, прологом к которой будет "Ветка".
Поскольку не уверен, что успею закончить вторую часть, решил выложить первую отдельно. Нет, со мной все в порядке, просто очень медленно пишу.
К сожалению, я не могу выложить написанное здесь. Во-первых, из-за размера текста, а во-вторых, из-за некоторых особенностей форматирования. Например, отсутствия отступа при абзацах, из-за чего все сливается в сплошной массив, где легко потеряться. Воспользовался другим ресурсом
https://author.today/reader/435510
О чем этот текст? Можно сказать, что это фрагмент взрослой жизни мальчика из "Ветки", который вырос, но остался все тем же. Какова она - жизнь человека, обуреваемого странными желаниями, которых он стыдится, которые в себе ненавидит, но не может от них избавиться?
Герой очень хорошо понимает, что, если идти на поводу у этих желаний, можно стать Передоновым из "Мелкого беса" Федора Сологуба.
Но смутно чувствует и другое. Что, если каким-то невероятным, не осуществимым в реальной жизни усилием воли удастся убить эти стремления в себе, вместе с ними умрет часть души. И с водой можно выплеснуть и ребенка.
Теперь о том, почему я считаю этот текст, хоть он и про Тему (скорее, про Тематика) не-Тематическим.
Мне кажется, Не-Тематический от Тематического текста отличается вот чем. Не-Тематический - это значит, на все остальное, что не-Тема мы не смотрим сквозь уменьшительное стекло, стараясь торопливо пролистать, чтобы скорее вернуться к Теме. Нет. Пропорция Темы и не-Темы в Не-Тематическом тексте та же, что и в жизни (в смысле, в старой советской провинциальной жизни). Оптика, которой пользуется автор, когда пишет про Тему, та же, что и у обычной литературы. Так и попробовал поступить.
Как и любому автору, мне кажется, что ТАКОГО еще никто никогда не писал.
Но кому-то мой подход может показаться скучным. "Зачем бензин ослиной мочой разбавлял"?
Спорить с этим не буду.
Но мне самому кажется, что эта пропорция очень важна. Не знаю, как это доказать, но мне кажется, что Тема происходит не вследствие каких-то причуд нашей психики. Она - не "нарост" какой-нибудь в нашем мозгу. Причины, истоки, корни Темы - в реальной жизни. В чем-то таком, что только мы с нашим особым зрением способны разглядеть.
Авторского самолюбия у меня нет, критика приветствуется любая, вплоть до самой разгромной. Это всего лишь второй мой опыт такого рода, и хотелось бы самому понять, что получилось.
В общем, приятного прочтения.
Ivanax.
(В особенности, те, кому понравился рассказ "Ветка")
Может быть, будет интересно, что я продолжаю свои эксперименты по написанию художественного произведения, которое может быть одновременно Тематическим и не-Тематическим. Закончил первую часть большой повести, прологом к которой будет "Ветка".
Поскольку не уверен, что успею закончить вторую часть, решил выложить первую отдельно. Нет, со мной все в порядке, просто очень медленно пишу.
К сожалению, я не могу выложить написанное здесь. Во-первых, из-за размера текста, а во-вторых, из-за некоторых особенностей форматирования. Например, отсутствия отступа при абзацах, из-за чего все сливается в сплошной массив, где легко потеряться. Воспользовался другим ресурсом
https://author.today/reader/435510
О чем этот текст? Можно сказать, что это фрагмент взрослой жизни мальчика из "Ветки", который вырос, но остался все тем же. Какова она - жизнь человека, обуреваемого странными желаниями, которых он стыдится, которые в себе ненавидит, но не может от них избавиться?
Герой очень хорошо понимает, что, если идти на поводу у этих желаний, можно стать Передоновым из "Мелкого беса" Федора Сологуба.
Но смутно чувствует и другое. Что, если каким-то невероятным, не осуществимым в реальной жизни усилием воли удастся убить эти стремления в себе, вместе с ними умрет часть души. И с водой можно выплеснуть и ребенка.
Теперь о том, почему я считаю этот текст, хоть он и про Тему (скорее, про Тематика) не-Тематическим.
Мне кажется, Не-Тематический от Тематического текста отличается вот чем. Не-Тематический - это значит, на все остальное, что не-Тема мы не смотрим сквозь уменьшительное стекло, стараясь торопливо пролистать, чтобы скорее вернуться к Теме. Нет. Пропорция Темы и не-Темы в Не-Тематическом тексте та же, что и в жизни (в смысле, в старой советской провинциальной жизни). Оптика, которой пользуется автор, когда пишет про Тему, та же, что и у обычной литературы. Так и попробовал поступить.
Как и любому автору, мне кажется, что ТАКОГО еще никто никогда не писал.
Но кому-то мой подход может показаться скучным. "Зачем бензин ослиной мочой разбавлял"?
Спорить с этим не буду.
Но мне самому кажется, что эта пропорция очень важна. Не знаю, как это доказать, но мне кажется, что Тема происходит не вследствие каких-то причуд нашей психики. Она - не "нарост" какой-нибудь в нашем мозгу. Причины, истоки, корни Темы - в реальной жизни. В чем-то таком, что только мы с нашим особым зрением способны разглядеть.
Авторского самолюбия у меня нет, критика приветствуется любая, вплоть до самой разгромной. Это всего лишь второй мой опыт такого рода, и хотелось бы самому понять, что получилось.
В общем, приятного прочтения.
Ivanax.
Новый текст - "И средь детей ничтожных мира". Вторая попытка
Нет, не так бы надо. Неправильно начал. Двойка за анонс. Тянет что-то извиняющимся тоном...
Вот как надо.
Помнится, четверть века назад, на тогда еще не разделенном Форуме, я смело начинал новую тему под заголовком:
ХОЧЕШЬ БЕЗУМНУЮ ИДЕЮ? ЗАЙДИ СЮДА.
Форумчане толпой валили, а там только одно предложение:
"Из сломанных зонтиков получаются отличные розги!!!"
Или:
"А медузу никто не пробовал Тематически использовать?"
Или:
"Тематическое использование джакузи."
Несколько их было, таких идей, так что участница Форума Анфиса даже ветку отдельную предложила создать: "Безумные идеи от Ивана".
Вот и сейчас пишу:
ХОЧЕШЬ БЕЗУМНУЮ ИДЕЮ?
Которая состоит в том, что можно написать литературное произведение про Тему и про Тематика так, чтобы оно НИЧЕМ не выбивалось из рядов неТематической литературы. Где автор не подмигивает читателю особым "Тематическим" образом. НЕ показывает читателю все остальное, что не-Тема, сквозь уменьшительное стекло, стараясь быстрее пролистать этот массив текста, который, наверное, нужен, но хочется уже скорее подобраться к сладкому Тематическому кусочку. Где пропорция Темы и не-Темы та же, что и в жизни.
Хочешь посмотреть, как самонадеянный автор пытается сделать то, что не удалось еще никому, и даже два великих Федора - Достоевский и Сологуб не решили эту задачу?
Не боишься, что это будет скучно?
ЗАЙДИ СЮДА.
https://author.today/reader/435510
Про что там?
Про взрослую жизнь мальчика из "Ветки". Обуреваемого все теми же странными желаниями, которых он стыдится, которые в себе ненавидит, но не может от них избавиться? И очень хорошо понимает, что, если идти на поводу у этих желаний, можно стать Передоновым из "Мелкого беса" Федора Сологуба. Но смутно чувствует и другое. Что, если каким-то невероятным, не осуществимым в реальной жизни усилием воли удастся убить эти стремления в себе, вместе с ними умрет часть души. И с водой можно выплеснуть и ребенка.
Ялла, вперед, мой читатель!
Разбей вдребезги то, что получилось. Авторского самолюбия у меня нет. Наоборот, душа жаждет критики, даже разгромной.
Вот как надо.
Помнится, четверть века назад, на тогда еще не разделенном Форуме, я смело начинал новую тему под заголовком:
ХОЧЕШЬ БЕЗУМНУЮ ИДЕЮ? ЗАЙДИ СЮДА.
Форумчане толпой валили, а там только одно предложение:
"Из сломанных зонтиков получаются отличные розги!!!"
Или:
"А медузу никто не пробовал Тематически использовать?"
Или:
"Тематическое использование джакузи."
Несколько их было, таких идей, так что участница Форума Анфиса даже ветку отдельную предложила создать: "Безумные идеи от Ивана".
Вот и сейчас пишу:
ХОЧЕШЬ БЕЗУМНУЮ ИДЕЮ?
Которая состоит в том, что можно написать литературное произведение про Тему и про Тематика так, чтобы оно НИЧЕМ не выбивалось из рядов неТематической литературы. Где автор не подмигивает читателю особым "Тематическим" образом. НЕ показывает читателю все остальное, что не-Тема, сквозь уменьшительное стекло, стараясь быстрее пролистать этот массив текста, который, наверное, нужен, но хочется уже скорее подобраться к сладкому Тематическому кусочку. Где пропорция Темы и не-Темы та же, что и в жизни.
Хочешь посмотреть, как самонадеянный автор пытается сделать то, что не удалось еще никому, и даже два великих Федора - Достоевский и Сологуб не решили эту задачу?
Не боишься, что это будет скучно?
ЗАЙДИ СЮДА.
https://author.today/reader/435510
Про что там?
Про взрослую жизнь мальчика из "Ветки". Обуреваемого все теми же странными желаниями, которых он стыдится, которые в себе ненавидит, но не может от них избавиться? И очень хорошо понимает, что, если идти на поводу у этих желаний, можно стать Передоновым из "Мелкого беса" Федора Сологуба. Но смутно чувствует и другое. Что, если каким-то невероятным, не осуществимым в реальной жизни усилием воли удастся убить эти стремления в себе, вместе с ними умрет часть души. И с водой можно выплеснуть и ребенка.
Ялла, вперед, мой читатель!
Разбей вдребезги то, что получилось. Авторского самолюбия у меня нет. Наоборот, душа жаждет критики, даже разгромной.
Re: Ivanax. Новый текст - "И средь детей ничтожных мира".
Вот только желания там так надежно скрыты, что читатель, не знающий предыстории, о них и не догадается. Для него это будет повесть о сложности воспитания учеников подросткового возраста.
Re: Ivanax. Новый текст - "И средь детей ничтожных мира".
Это фрагмент.
В цельном виде "Ветка" будет прологом.
В цельном виде "Ветка" будет прологом.
Re: Ivanax. Новый текст - "И средь детей ничтожных мира".
Прочитала текст дважды, первый раз почти запоем, второй – более вдумчиво.
Мне этот "ознакомительный фрагмент" очень понравился, несмотря на то, что ни легким, ни приятным чтением его не назовешь. Написано, на мой взгляд, очень хорошо. Много тонких, интересных наблюдений, которые и словами-то так сходу не выразишь, не ухватишь, но в этом деле автор, несомненно, мастер. Увлекательно – не совсем верное слово, но этот текст затягивает, не оторвешься – у него тот же гипнотический эффект, что и у рассказа "Ветка". Читателю приходится прилагать некоторые усилия, потому что в тексте прошлое плавно и ненавязчиво перетекает в настоящее, реальность – в воспоминания, или сны, или температурный полубред (и обратно), и требуется внимание и сосредоточенность, чтобы мысленно разделить эти пласты.
Значительную часть повествования составляют рефлексии и внутренний монолог главного героя (в прошлом - школьного учителя в провинции, в настоящем - корреспондента центральной газеты), которого зовут Феликс Аркадьевич Люстиг, – имя, которое, автор, похоже, дал своему герою исключительно в качестве жестокой насмешки. По-моему, это если и не самый несчастный, то наверняка самый замороченный литературный персонаж всех времен и народов. Мне, например, в разные периоды моей жизни порой казалось, что я всё чудовищно усложняю, было такое. Но по сравнению с Феликсом я ощущаю себя восхитительно безмозглым и жизнерадостным существом))
Мне кажется, Феликс Люстиг – типичный "маленький человек", тут автор следует традициям классической русской литературы. Герою очень скоро начинаешь сочувствовать – и даже крутить в голове варианты: как можно было бы ему помочь, как бы так изменить его обстоятельства или его самого, чтобы его существование перестало быть таким всесторонне мучительно удручающим. Почти каждую минуту своей жизни он болезненно переживает свою инаковость, инородность, свое глобальное несходство, несовпадение с окружающими его людьми (это помимо широкого ассортимента мелких унижений и физического дискомфорта). Одиночество невыросшего ребенка среди взрослых. Интеллигента среди пролетариев. Существа сложного среди примитивных. Человека, одаренного повышенной восприимчивостью, – среди ограниченных. Человека, бесконечно неуверенного в себе, – среди тех, кто никогда не сомневается и "знает, как надо". На этом фоне тот факт, что герой тематик, как-то уже представляется не самым существенным.
И вот, с одной стороны, герою искренне сочувствуешь. С другой стороны, постепенно начинает вызывать раздражение его вечная зацикленность на себе, поглощенность собой, его уныние, а главное – особенность его взгляда на мир. "Всё мерзостно, что вижу я вокруг". Мы видим окружающую героя действительность его глазами, и в этой действительности почти всё уныло, убого и тоскливо. Не за что зацепиться взгляду, нет почти ничего яркого, красивого, ничего, что могло бы дать силы и хотя бы отчасти примирить с остальным. Мелькает один раз, в самом начале, дивный осенний пейзаж – да еще в другом эпизоде Феликс смотрит на свою любовницу, которая (без каких-либо далеко идущих намерений) размахивает в воздухе прутом, вслушиваясь в его свист, и кажется ему в этот миг "прекрасной, как амазонка". Вот, пожалуй, и всё.
Я читала этот текст именно как нетематическое, мейнстримное произведение о герое-тематике, как и было заявлено. Насколько уникальна та задача, которую перед собой поставил автор (и, на мой взгляд, вполне успешно решил), насколько "никто никогда ничего подобного не делал" – мне тут сложно судить, но, наверное, есть, о чем подискутировать. С Передоновым у Феликса Люстига, по-моему, нет ничего общего, кроме места службы (да и то у Феликса оно временное).
Надеюсь когда-нибудь прочитать и вторую часть. Очень интересно, что станется с героем дальше. Заглавие повести (и стихотворение Пушкина, из которого оно взято и которое автор использовал в качестве эпиграфа) заставляет думать, что герою, несмотря на его слабость и уязвимость, дано больше, чем другим, просто в каком-то ином измерении, и что он еще успеет употребить в дело свои таланты – ну и, конечно, обретет свое счастье, пускай совсем не такое, как у других.
Мне этот "ознакомительный фрагмент" очень понравился, несмотря на то, что ни легким, ни приятным чтением его не назовешь. Написано, на мой взгляд, очень хорошо. Много тонких, интересных наблюдений, которые и словами-то так сходу не выразишь, не ухватишь, но в этом деле автор, несомненно, мастер. Увлекательно – не совсем верное слово, но этот текст затягивает, не оторвешься – у него тот же гипнотический эффект, что и у рассказа "Ветка". Читателю приходится прилагать некоторые усилия, потому что в тексте прошлое плавно и ненавязчиво перетекает в настоящее, реальность – в воспоминания, или сны, или температурный полубред (и обратно), и требуется внимание и сосредоточенность, чтобы мысленно разделить эти пласты.
Значительную часть повествования составляют рефлексии и внутренний монолог главного героя (в прошлом - школьного учителя в провинции, в настоящем - корреспондента центральной газеты), которого зовут Феликс Аркадьевич Люстиг, – имя, которое, автор, похоже, дал своему герою исключительно в качестве жестокой насмешки. По-моему, это если и не самый несчастный, то наверняка самый замороченный литературный персонаж всех времен и народов. Мне, например, в разные периоды моей жизни порой казалось, что я всё чудовищно усложняю, было такое. Но по сравнению с Феликсом я ощущаю себя восхитительно безмозглым и жизнерадостным существом))
Мне кажется, Феликс Люстиг – типичный "маленький человек", тут автор следует традициям классической русской литературы. Герою очень скоро начинаешь сочувствовать – и даже крутить в голове варианты: как можно было бы ему помочь, как бы так изменить его обстоятельства или его самого, чтобы его существование перестало быть таким всесторонне мучительно удручающим. Почти каждую минуту своей жизни он болезненно переживает свою инаковость, инородность, свое глобальное несходство, несовпадение с окружающими его людьми (это помимо широкого ассортимента мелких унижений и физического дискомфорта). Одиночество невыросшего ребенка среди взрослых. Интеллигента среди пролетариев. Существа сложного среди примитивных. Человека, одаренного повышенной восприимчивостью, – среди ограниченных. Человека, бесконечно неуверенного в себе, – среди тех, кто никогда не сомневается и "знает, как надо". На этом фоне тот факт, что герой тематик, как-то уже представляется не самым существенным.
И вот, с одной стороны, герою искренне сочувствуешь. С другой стороны, постепенно начинает вызывать раздражение его вечная зацикленность на себе, поглощенность собой, его уныние, а главное – особенность его взгляда на мир. "Всё мерзостно, что вижу я вокруг". Мы видим окружающую героя действительность его глазами, и в этой действительности почти всё уныло, убого и тоскливо. Не за что зацепиться взгляду, нет почти ничего яркого, красивого, ничего, что могло бы дать силы и хотя бы отчасти примирить с остальным. Мелькает один раз, в самом начале, дивный осенний пейзаж – да еще в другом эпизоде Феликс смотрит на свою любовницу, которая (без каких-либо далеко идущих намерений) размахивает в воздухе прутом, вслушиваясь в его свист, и кажется ему в этот миг "прекрасной, как амазонка". Вот, пожалуй, и всё.
Я читала этот текст именно как нетематическое, мейнстримное произведение о герое-тематике, как и было заявлено. Насколько уникальна та задача, которую перед собой поставил автор (и, на мой взгляд, вполне успешно решил), насколько "никто никогда ничего подобного не делал" – мне тут сложно судить, но, наверное, есть, о чем подискутировать. С Передоновым у Феликса Люстига, по-моему, нет ничего общего, кроме места службы (да и то у Феликса оно временное).
Надеюсь когда-нибудь прочитать и вторую часть. Очень интересно, что станется с героем дальше. Заглавие повести (и стихотворение Пушкина, из которого оно взято и которое автор использовал в качестве эпиграфа) заставляет думать, что герою, несмотря на его слабость и уязвимость, дано больше, чем другим, просто в каком-то ином измерении, и что он еще успеет употребить в дело свои таланты – ну и, конечно, обретет свое счастье, пускай совсем не такое, как у других.
Re: Ivanax. Новый текст - "И средь детей ничтожных мира".
Огромное спасибо!
Вы меня просто "зарядили" энергией.
Это во многом похоже на то, как я свой текст воспринимаю внутренним взором. Не до конца, но похоже.
И, наверное, это правильно, что такое впечатление осталось именно после первой части. Тем сильнее будет контраст со второй. Увы, она действительно будет закончена еще нескоро.
Но вот прочитал то, что Вы написали, захотелось бросить все дела и ни минуты не медля, засесть за вторую часть.
Вы меня просто "зарядили" энергией.
Это во многом похоже на то, как я свой текст воспринимаю внутренним взором. Не до конца, но похоже.
И, наверное, это правильно, что такое впечатление осталось именно после первой части. Тем сильнее будет контраст со второй. Увы, она действительно будет закончена еще нескоро.
Но вот прочитал то, что Вы написали, захотелось бросить все дела и ни минуты не медля, засесть за вторую часть.
Re: Ivanax. Новый текст - "И средь детей ничтожных мира".
Так и сделайте! Желаю Вам времени и вдохновения, сколько нужно!
На земле
Re: Ivanax. Новый текст - "И средь детей ничтожных мира".
Вот тут мне как читателю и любителю именно тематических текстов хочется возразить (безотносительно повести "И средь детей ничтожных мира"). Мне в тематических текстах действительно важен и сюжет, и антураж, и авторский стиль, и детали, и то, как автор подводит к Теме - и много еще всего помимо собственно тематической составляющей. Иногда даже тематической сцены не нужно, пусть остается за кадром, и без нее отлично. Если текст мне нравится, я никогда не стараюсь торопливо пролистать, чтобы поскорей добраться до сладкого)) А если возникает такое желание, то это значит, скорее всего, что автор пишет чересчур тяжеловесно или сюжет чересчур заковыристый - на мой вкус, конечно.