Решил все-таки выложить часть моего длинного комментария к "Русалке", чтобы было понятнее. Да и сам по себе он может быть для читателей интересным:
"Итак, идея питания волшебных существ энергией человеческих эмоций в литературе известна. Тут я вижу два главных источника.
Primo, «Дозоры» Лукьяненко... Там маги рекрутируются из людей, но при этом собирают из них свою пищу, темные — темное, светлые — светлое. Во второй книге противники оказываются в общей для них столовой (цитирую вкусное тематическое место):
"Мне повезло лишь на седьмой девчонке. Ей было лет одиннадцать, пухленькая, светловолосая. Обычная девочка, тихонько хнычущая во сне.
Увидевшая дурной сон...
Я опустилась у кровати на колени. Я протянула руку, коснулась ее лба. Легонько, одними кончиками пальцев.
И почувствовала Силу.
Это был плохой сон. Девочке снилось, что она уезжает домой, что смена еще не кончилась, а ее забрали, потому что заболела мама, и мрачный, насупленный отец волочет ее к автобусу, и она даже не успела попрощаться с подружками, не успела последний раз искупаться в море и забрать какие-то очень важные камешки... и она упирается, просит отца подождать, а тот злится все сильнее и сильнее... и что-то тихо говорит про позорящее поведение, про то что пороть такую большую девчонку уже не следует, но раз она так себя ведет, то пусть забудет про обещание больше не наказывать ее ремнем...
Это был и впрямь плохой сон. Сильно повлиял на девчонок отъезд Насти...
И любой сейчас попытался бы помочь малышке.
Человек — стал бы гладить по голове, негромко говорить что-нибудь ласковое, может быть — напевать колыбельную... Попробовал бы прервать сон, одним словом.
Светлый Иной — использовал бы свою Силу, чтобы вывернуть сон наизнанку, чтобы отец засмеялся, и сказал, что мама поправилась, и вместе с девочкой побежал бы к морю... Заменил бы жесткий, но реальный сон на сладенькую ложь.
Я — Темная.
И я сделала то, что могла. Выпила ее Силу. Всосала в себя — и мрачного отца, и больную мать, и потерянных навсегда подружек, и забытые морские камешки, и позорную порку...
Девочка тихонько пискнула, словно придавленный мышонок. И задышала ровно и спокойно.
В детских снах — немного Силы. Это ведь не ритуальное убийство, которым мы грозили Светлым и которое впрямь дает чудовищный выброс энергии. Это сны, просто сны.
Питательный бульон для больной ведьмы..."
Secundo, тут уже опознали, это «Роза Мира» Андреева. У него множество различных демонов, которые в своих мирах харчуются разными эманациями: уицраор кушает чувство патриотизма (шавва), а демоницы Дуггура — сексуальную энергию (эйфос). Но самым питательным блюдом считается гаввах — «тонкоматериальное излучение человеческого страдания, выделяемое нашим существом как при жизни, так и в нисходящем посмертии. Гаввах восполняет убыль жизненных сил для многих категорий демонических существ». И далее: «излучения злобы, ненависти, алчности, похоти животных и людей проникают в демонические слои, восполняя убыль жизненных сил у различных классов и групп их обитателей. Но этих излучений едва достаточно, чтобы они восполняли убыль сил именно у отдельных демонических сообществ. Зато излучение страдания и боли — оно называется гаввах — способно насыщать гигантские толпы демонов почти всех видов и рангов».
Теперь посмотрим, как идею раскрывает автор… У него вышел как бы микс двух прежних: жители «фабрики» это бывшие люди, за которыми в свое время «пришли», они сами являются в обычном мире в видимом облике и вербуют новичков. Судя по всему, они остаются в том же возрасте, в котором были забраны: Русалке всегда пятнадцать-шестнадцать, герою — согласись он — навсегда останется одиннадцать. Свои прошлые воспоминания они сохраняют, могут в них возвращаться и даже пускать других кормиться давно пережитыми эмоциями. Впрочем, при случае и соврать не грех: ясно, что девчонка сбежала из дома автостопом, а вот ни на каком «теологическом» никакой «буддизм» не изучала. Скорее всего, ее уже «вели» и «взяли» где-то прямо на дороге с ясной альтернативой: сразу тебя через милицию назад под ремень к родному барабасу или ...есть еще один интересный вариант «с трехразовым питанием»?
С другой стороны, это явный иномир, «где-то возле Земли», его обитатели невидимо проникают за своей пищей в любые уголки, и мало того, могут сами провоцировать человечков на необходимые эмоции. Я был в некотором недоумении после сцен в метро и на балконе, стараясь определить пищевую цепочку, но потом понял, что это ученика просто знакомят с техникой добычи продукта, он же один и неизменен. А всем иным ведь «сыт не будешь».
В общем, личности понятные: демонолюди-гаввахофаги. В нашей центральной Атлантиде таких упырей-пупырей еще в XVI веке под корень извели, а тут, вишь, жируют...
Автор чертобесие никак не ограничивает, арсенал для добычи гавваха богат: войны, катастрофы, пытки, казни — ешь, не хочу, хотя и «волосы дыбом встают». А термин «жатва» как бы предполагает наличие и «сева» — похоже, местные умеют не только питаться, но и создавать источники корма. Причем, только ли себе самим? Их же еще и вкусно кормят человеческой едой? Есть подозрение, что эти обитатели «фабрики» — нечто вроде рабочих муравьев: какие-то крохи на прокорм им перепадают, но основную массу добытой боли они несут в закрома, на обед кому-то ужасному и явно уже не земному. «Высшие инстанции», ага! С большим, понятно, аппетитом. Их делегациям там, конечно, и столы накрывают, а соплячки вроде Русалки не допускаются пока даже за ними прислуживать, только полы в пиршественной зале подметают. Ну, а за ударную работу «ветеранам» труда положены послабления: вон, уважаемый дедушко десять лет в подвалах ЧК отработал от звонка до звонка, целые урожаи мук притащил, можно ему теперь и поблажку дать, хоть деток разрешить не пожинать. А таким малолеткам, как наша Русалка, жать еще и жать! Вот она и находит себе мальчишку-напарника, чтобы вдвоем норму делать — ей полегче будет, а он же еще маленький, будет ее слушаться и много сам не съест. А спрашивать его потом, конечно, не станут.
Так что к финалу появляется острое желание наслать на всю эту чертоплешь легионы боевых архангелов с огненными мечами и низвергнуть в бездну, аид и тартарары. Гаввахофаги у Андреева недаром ведь живут в нижних мирах, их сама пища тяготит и не дает подыматься выше.
Идея же автора про его личного демонолюда-поедателя — очаровательна, я на такое оправдание нижнести бы не решился. Респект!
И, тем не менее, как давний исследователь тематической магии, я сейчас ощущаю себя немного Рэдриком Шухартом на подходе к золотому шару и вижу тут здоровенную ловушку. А почему, собственно говоря, именно порка — частный,
очень частный случай получения боли и страдания? Почему «рука с хлыстом», а не огонь, петля на шее или иглы под ногти, так же тоже отлично может браться «урожай»? Чем же мы тогда интереснее жертв любого палача, чикатилы или людоеда? Кажется, что наша тема для всех этих фабричных и их хозяев — довольно тощая нива, с нас особо сыт не будешь.
«Или нет?»
http://clubpn.org/forum/viewtopic.php?f ... 4&start=30